Правила эксплуатации турбированного двигателя

16.05.2014 09:49
Сегодня мы решили рассказать вам о неприемлемых режимах работы турбированного двигателя и турбокомпрессора. А также мы попытаемся разъяснить, как неправильные режимы работы турбомоторов влияют на функционирование автомобиля в целом. Помогут нам в этом инструкторы по вождению.
Правила эксплуатации турбированного двигателяНадежен или нет турбомотор?
Турбокомпрессор является довольно надежным агрегатом, но все равно случается так, что он выходит из строя. Автоинструкторы напоминают, что турбина работает в действительно тяжелых и экстремальных условиях, она подвергается высочайшим динамическим нагрузкам и температурным перепадам. Что касается ее долговечности, то это зависит от многочисленных факторов, причем внешних.
Как показывает практика, и как с уверенностью заявляют специалисты по ремонту автомобилей, срок службы современной турбины можно сопоставить со сроком службы двигателя.
 
Несмотря на это замена или ремонт компрессора далеко не редкость. В частности это касается турбинных двигателей с большим пробегом. Иногда турбина ломается очень часто, что рождает такие мнения: турбонадув — штука ненадежная, при всех его динамических качествах, и автовладельцу нужно всегда быть начеку и наготове, что с мотором что-нибудь произойдет. Так ли это на самом деле?
Самое основное в работе турбокомпрессора, что влияет на его долговечность, — это правильное функционирование системы смазки подшипников (расположенных на роторе), которая работает просто на пределе с точки зрения температурных перепадов и нагрузок, а также частоты вращения. Смазка очень важна для жизнедеятельности ротора. То же самое относится и к маслу, к его количеству и качеству.
Масло для турбины без грязи
Важный критерий качества масла, подходящего для турбированного двигателя, — чистота. Даже небольшое количество загрязнений при столь высоких нагрузках может привести к износу подшипников вала компрессора. Как это происходит? Твердые частицы, которые попадают в масло, имеют абразивные свойства, то есть частицы грязи как бы полируют сопрягаемые поверхности вала и подшипников. А это ведет к тому, что внешние кромки «зализываются». Если частички загрязнений крупные, то они образуют задиры.
Подшипники, изготовленные из мягких материалов, изнашиваются быстрее. Но даже на качественных элементах такие действия приводят к нарушению геометрических параметров узла подшипника. Результат — нарушение масляной пленки или ее полное разрушение.
Существует также понятие, как химическое загрязнение масла, например, когда в него попадает топливо или различные присадки. Это может случиться при некачественных работах во время замеров компрессии в моторе.
 
Рассмотрим подробнее масло с вязкостью 0W-x, и почему его не рекомендуют использовать в турбированном двигателе. Это масло обладает отличными характеристиками во время эксплуатации машины при низких температурах. При холодном запуске оно лучше прокачивается, но для турбированного мотора категорически не подходит. Дело в том, что характеристики данного масла не способны сформировать в подшипниках масляную пленку нужного качества. При тяжелых режимах это часто становится причиной разрушения пленки и сухого трения.
Если масла в турбине мало
Те же проблемы происходят при дефиците масла в смазочной системе турбины. Отсутствие масла быстро выводит из строя турбокомпрессор, а причин здесь может быть несколько:
 износ масляного насоса, когда он не может создать необходимое давление;
 плохое состояние коленчатого вала, точнее его шатунных и коренных шеек, зазоры на них приводят к спаду давления;
 загрязнение масляного фильтра считается частой причиной спада давления масла (поэтому его нужно своевременно менять);
 наличие в поддоне картера грязи, что снижает давление при повышенных оборотах;
 если загрязнений слишком много, то это может стать причиной снижения давления до минимума, что крайне негативно сказывается на работе турбокомпрессора и мотора в целом.
Дефицит масла может случиться при плохой проходимости подающей трубки, например, из-за загрязнений или механических повреждений. Такое часто случается, если масло не менять вовремя, использовать некачественные продукты, или после ненадлежащего ремонта. Последнее касается в первую очередь механических повреждений.  
Еще одна причина неполадок с турбокомпрессором — это попадание в него посторонних предметов. Чтобы этого избежать, необходимо проводить балансировку вала турбокомпрессора.
 
Как избежать поломки турбины двигателя?
Чтобы продлить ресурс турбокомпрессора, важно соблюдать простые правила бережного отношения к данной детали. Регулярно проводите техобслуживание двигателя и чаще посещайте автосервис.
Используйте только то масло, которое рекомендовано изготовителем двигателя с турбокомпрессором. Не советуем масло с классом вязкости 0W-X.
Всегда вовремя меняйте воздушный фильтр, причем новый должен быть высокого качества.
При техобслуживании нужно проконтролировать все системы: смазочную, вентиляционную, систему подачи топлива.
Всегда заливайте качественное топливо, не заправляйтесь на сомнительных АЗС. Старайтесь не использовать бензин с октановым числом, которое увеличено с помощью присадок.
В холодное время года дольше прогревайте машину, чтобы в начале движения двигатель не подвергался высоким нагрузкам.
Если двигатель долгое время работал на высоких оборотах, дайте ему немного поработать (примерно минуту), и только потом можно глушить машину.
Итак, хотите продлить ресурс вашего двигателя? Откажитесь от агрессивной езды! Ездите спокойно, уверенно и соблюдайте элементарные меры предосторожности.
 
Видеоматериал о том, как работает турбокомпрессор:
 
Следите за своей машиной и вовремя меняйте масло в агрегатах и узлах!
В статье использовано изображение с сайта www.chinamobil.ru